Степени умственной отсталости и их характеристика

Степени умственной отсталости и их характеристика

Степени умственной отсталости и их характеристика

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

В зависимости от глубины психического дефекта при олигофрении выделяют три степени психического недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию, что имеет важное практическое значение для определения возможности обучения и социальной адаптации таких детей. Соотношение дебильности, имбецильности и идиотии примерно 75%, 20%, 5% (М.С. Певзнер, 1973).

Дебильность – легкая степень психического недоразвития (IQ=50-70). При хорошем внимании и хорошей механической памяти дети способны к обучению по специальной программе вспомогательных школ, основанной на конкретно-наглядных методах обучения, овладевают определенными трудовыми навыками и могут проявлять самостоятельность в несложных трудовых процессах. Обычно умственное недоразвитие с годами становится менее заметным.

Как отмечает С.Я. Рубинштейн (1986), в дошкольном возрасте присутствует примитивный замысел в игре, возможность ее простейшей организации; в школьном возрасте – определенная оценка конкретной ситуации, в простых практических вопросах. В речи употребляется фразовая речь, но фразы их примитивны, речь часто страдает аграмматизмами, косноязычием. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно. У таких детей повышается уровень отвлеченного мышления, логических процессов, ассоциаций, обиходная речь становится мало отличимой от речи интеллектуально полноценных детей и подростков. Все это способствует приобретению определенного запаса сведений, овладению навыками чтения, письма, счета.

Мышление детей-дебилов имеет наглядно-образный характер. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, страдающие дебильностью, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. При обучении счету дети с трудом усваивают понятие количественного содержания числа, смысл условных арифметических знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания.

С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности, слабость инициативы. При общей достаточной сохранности эмоциональной сферы нет сложных оттенков переживаний. Отмечается недостаточность тонких, дифференцированных движений, выразительности мимики. Довольно часты разрозненные неврологические знаки, дисплазии телосложения, нередки цереброэндокринные расстройства (С.Я. Рубинштейн, 1986).

Но в то же время, по мнению большинства исследователей (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973; С.Я. Рубинштейн, 1986; С.Д. Забрамная, 1995; Б.П. Пузанов, 2003 и др.), при правильном воспитании и обучении, своевременном привитии трудовых навыков, отсутствии нервно- психических расстройств, осложняющих интеллектуальный дефект, социальный прогноз в формировании личности детей, страдающих дебильностью, благоприятен.

Имбецильность – средняя и выраженная степень умственной отсталости (IQ =20-50). С.Я. Рубинштейн (1986) указывает, что мышление имбецилов конкретно, непоследовательно, туго подвижно. Образование отвлеченных понятий по существу недоступно. Запас сведений и представлений ограничен узким кругом сугубо бытовых, повседневных вопросов. Отмечается резкое недоразвитие восприятия, внимания, памяти. Речь косноязычна и аграмматична, словарный запас беден и состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Имбецилы необучаемы по программе вспомогательных школ. При относительно хорошей механической памяти некоторые из них могут овладеть буквами и порядковым счетом, но пользуются ими механически. Недостаточноть зрительного и слухового анализа и синтеза отчетливо проявляется в затруднениях при запоминании букв, сходных по написанию или звучанию, при слиянии звуков в слоги и слогов в слова. Чтение носит механический характер; понимание смысла прочитанного отсутствует. Возможно обучение порядковому счету в пределах первого десятка, механическое заучивание таблицы умножения. Отвлеченный счет, понятие о числе недоступны. Им доступны навыки самообслуживания и элементарные трудовые процессы, но к самостоятельной трудовой деятельности они в большинстве случаев неспособны. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усугубляют трудности овладения письмом, физическим трудом.

Имбецилы легко дают неадекватные реакции, иногда бывают злобными и агрессивными. У некоторых отмечается повышение и извращение влечений. Повышенная внушаемость и подражательность нередко способствуют проявлению асоциальных форм поведения. У имбецилов относительно сохранны простые, непосредственные эмоции, а также и проявления сочувствия, стремление помочь. Имеются у таких больных и зачатки самооценки: переживание своей физической слабости, моторной неловкости.

Идиотия – самая глубокая умственная отсталость (IQ менее 20), при которой почти полностью неразвиты мышление и речь. Реакция на окружающее резко снижена, восприятия слабо дифференцированы. В обращенной речи воспринимают не смысл, а интонации и сопровождающие речь мимика и жесты. Эмоции элементарны и в основном определяются инстинктивной жизнью – чувством удовольствия и неудовольствия. Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике. Статические и локомоторные функции грубо недоразвиты, многие больные не умеют стоять и ходить. При идиотии одни больные вялы, малоодвижны, подолгу пребывают в однообразном положении, другие – беспокойны, двигательно возбудимы. Часто отмечается повышение и извращение влечений (упорная мастурбация, поедание нечистот и др.). При идиотии обычно наблюдаются грубые дефекты физического развития и выраженные неврологические симптомы.

Жизнь олигофренов в степени идиотии протекает на инстинктивном, безусловнорефлекторном уровне. У них не развиваются навыки опрятности и самообслуживания. Они постоянно нуждаются в постороннем уходе и надзоре.

В соматическом статусе больных олигофренией часто отмечаются признаки физического недоразвития, дисгенезии и дисплазии, многие из которых соответствуют эмбриональным этапам развития органов и систем. В ряде случаев они дают возможность судить о времени воздействия патогенного фактора, а их типичное сочетание позволяет выделять отдельные дифференцированные формы олигофрении (болезнь Дауна, микроцефалия и др.). Физическое развитие больных олигофренией часто отстает от возрастной нормы и характеризуется непропорциональностью строения туловища и конечностей, искривлениями позвоночника, признаками церебрально-эндокринной недостаточности (ожирение, недоразвитие половых органов, нарушение темпа и сроков формирования вторичных половых признаков) (С.Я. Рубинштейн, 1986).

В заключение необходимо сказать, что при некоторых формах олигофрении структура психического недоразвития неравномерна и не исчерпывается только основными, характерными симптомами слабоумия. В связи с этим выделяют атипичные и осложненные варианты олигофрении. К атипичным формам относят случаи олигофрении с неравномерной структурой психического дефекта, проявляющейся либо в одностороннем развитии какой-либо психической функции, либо в признаках парциального психического недоразвития. При осложненных формах в структуре психического недоразвития наблюдаются дополнительные психопатологические синдромы, неспецифичные для олигофрении (астенический, эпилептиформный, психопатоподобный и др.) (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973).

Список литературы:

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 173с.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, 1995. — 112 с.
3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)/под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Академия, 2003. — 272с.
4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

Читайте также:  Трава чабрец полезные лечебные свойства и противопоказания для женщин и мужчин

Идиотия как тяжелейшая форма олигофрении

Идиотия (в древне-греческом «идиос» означает «существующий без общения» или «частная жизнь») – одна из степеней олигофрении, является врожденной и самой тяжелой.

Она характеризуется глубоким снижением интеллекта, грубым недоразвитием мозга. Уровень развития интеллекта не превышает 35. Среди олигофренов такие больные самые нераспространенные, их количество не превосходит 5 %. На десять тысяч новорожденных приходится один больной.

Речь чаще всего отсутствует. Такие дети способны издавать только отдельные звуки, которые редко связаны с ситуацией, не означают какие-либо слова или действия. Понимание речи крайне ограничено, чаще они реагируют на эмоционально окрашенные фразы .

Признаки заболевания ярко появляются уже с первых дней после рождения. Симптомы выражаются в нарушениях чувствительных и двигательных функциональных систем. У младенцев выявляются сниженные реакции на все раздражители из внешней среды.

Они могут не реагировать на яркий свет, резкие и громкие звуки. Болевые и вкусовые ощущения также нарушены. И только в легких случаях у детей с возрастом может проявляться незначительная динамика в их развитии. В большинстве больные беспомощны, не способны пользоваться примитивными предметами обихода. Они не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, требуют постоянного ухода.

Эмоций к родственникам и близким больные не проявляют, не узнают их, не проявляют чувств любви. У отдельных детей могут возникать эмоциональные привязанности к людям, которые о них заботятся. Но это чувство быстро пропадает, если ухаживающий долго не появляется.

Ниже представлена иллюстрация из книги «Типы душевных расстройств: иллюстрированный гид по физической диагностике психических заболеваний», написанная доктором Аланом МакЛейном Хамильтоном 1883г.


На рисунке представлен пациент-диагноз идиотия

J.R. – возраст 43 года, самый известный случай в литературе по психиатрии. Он весит 72 фунта (32 кг), его рост 4 фута 7 дюймов (140 см), а его голова, возможно, самая маленькая из зарегистрированных в стране. От корня носа до затылочного бугра – 15 дюймов (38 см), от уха до уха в затылочной части – 8 дюймов (20 см), в лобной – 8 дюймов (20 см). Но, нужно учитывать, что его голова покрыта короткими жесткими волосами, так что измерения будет вернее считать в сторону уменьшения, где-то в дюйм. Почти все зубы у него выпали, и на обоих глазах – катаракты. Общее состояние здоровье – хорошее, питается – хорошо. Интеллект практически равен нулю. Он научен ругаться и произносить еще несколько слов, значения которых явно не знает. Характер спокойный,пациента легко удивить. Левое ухо имеет давний очаг воспалительных процессов, и сильно деформировано.

Причины заболевания

Существует немало факторов, влияющих на возникновение рассматриваемой патологии.

  1. Генетическая предрасположенность – передача патологических признаков от родителей к детям. Часто проявляется не в первом, а в последующих поколениях. Может быть связано с генной предрасположенностью к различным нарушениям обмена веществ. Например, олигофрения фенилпировиноградная (фенилкетонурия). Частичная утрата, неправильное расположение, изменение места и количества хромосом также могут привести к нарушениям умственной деятельности. Это синдром Дауна, синдром Ангельмана и другие.
  2. Неблагоприятное воздействие на плод в период беременности. В это время мозг ребенка наиболее уязвим. Действия матери и перенесенные болезни влияют на дальнейшее развитие ребенка, могут привести к искажениям или остановке развития.

К ним относят:

  • инфекции – сифилис, краснуха, вирус гриппа, паротит, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и другие;
  • употребление алкоголя, наркотических средств, снотворных лекарств, абортирующих препаратов;
  • радиоактивное излучение;
  • воздействие на беременную ядов, токсинов;
  • заболевания внутренних органов у матери – сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек, печени, желез внутренней секреции;
  • дефицит йода;
  • неправильное питание во время беременности, нехватка полезных веществ.
  • Травмы головы плода в период вынашивания – ушибы живота.
  • Травмы головы ребенка во время родов могут вызвать кровоизлияния, деформации черепа, асфиксию.
  • Поражения головного мозга у новорожденных. Их могут вызывать нейроинфекции, травмы, интоксикации. Также идиотия может быть вызвана недостатком йода, тяжелыми расстройствами питания, как последствие рахита.
  • Классификация

    В зависимости от причин, вызывающих заболевание, и периода возникновения идиотия классифицируется следующим образом.

    1. Амавротическая объединяет больных с наследственным патологическим распадом ганглиозных клеток. Больные страдают не только снижением интеллекта, но и падением зрения.
    2. Амавротическая врожденнаяхарактеризуется судорожными припадками, пониженным тонусом мышц, гидроцефалией. Обнаруживается сразу после рождения.
    3. Амавротическая поздняя детская, начинает проявляться к 4 годам. Характеризуется ранним снижением зрения вплоть до слепоты, частыми судорогами, постепенным снижением интеллекта. Дети проявляют различные двигательные расстройства.
    4. Амавротическая детская ранняя: уже на первом году жизни начинает страдать зрение, появляются параличи, психическое развитие затормаживается и начинает регрессировать. Отмечается непереносимость резких и громких звуков.
    5. Амавротическая поздняя проявляется в более взрослом возрасте. Начинаются изменения в сознании, снижение слуха, возможна глухота, расстройства мозжечка. Дистрофия сетчатки приводит к слепоте.
    6. Амавротическая юношеская выявляется после шести лет. Резкое снижение умственной активности, зрения, всех мыслительных процессов. Характерны нарушения координации движений, их непроизвольность.
    7. Идиотия гидроцефальнаявызвана нарушениями работы желудочковой системы головного мозга, что приводит к скоплению жидкостей.
    8. Дизостотическая. Патологическому воздействию подвергается общее строение тела — кости, суставы, соединительная ткань, внутренние органы. Страдает зрение, интеллект.
    9. Ксеродермическая обусловлена наследственными факторами. Характерны недоразвитые половые органы, повышенная чувствительность кожи, ее сухость и шершавость, ихтиоз. Рост больных ниже среднего.
    10. Микседематознаявызывается заболеваниями щитовидной железы.
    11. Моральная включает больных, которым не свойственно нарушение мыслительной деятельности. Но они имеют различные ярко выраженные пороки в области нравственного поведения.
    12. Тимическаявызывается врожденными отклонениями в вилочковой железе.

    Симптоматика

    Патологические признаки проявляются в период первого года жизни ребенка.

    1. Процесс восприятия и познания окружающего мира неактивен.
    2. Дети слабо реагируют на разговор взрослых, не отвечают на улыбку, интереса к игрушкам не проявляют.
    3. Отличий между людьми они не видят, привязанность к матери отсутствует.
    4. Нередко повышен пищевой рефлекс, но вкусов могут не различать.
    5. Со временем все эти проявления усиливаются, становятся более выраженными.
    6. Движения непроизвольные, хаотичные.
    7. Некоторые дети неподвижно сидят или лежат, редко производя вялые однообразные действия.
    8. Другие активны, бесцельно бегают с внезапными остановками. Их действия стереотипны, автоматизированы.
    9. Реакции на внешний мир запоздалые и неадекватные.
    10. Поведение импульсивного характера, не сдерживают своих чувств и эмоций.
    11. Могут проявлять негативизм, агрессивность.
    12. Внезапные вспышки гнева и злости не только по отношению к окружающим, но и к себе.
    13. Поведение напрямую зависит от комфорта, от удовлетворения в условных потребностях – еде, воде, сухости.
    Читайте также:  Средство от глистов в аптеке

    При систематической работе в легких степенях у детей могут формироваться слова, незначительно пополняется словарный запас. Начинает отмечаться понимание отдельных фраз на бытовом уровне.

    Они могут запоминать и называть свое имя.

    Выявлены две формы течения заболеванияторпидная и возбудимая.

    При торпидной идиоты ограничены в движениях, чаще неподвижны. Возбудимые – постоянно воспроизводят навязчивые движения.

    Идиотия характеризуется не только нарушениями в нервной системе, имеются также и внешние симптомы. Дети могут иметь деформации позвоночника, черепа, кистей рук, ног, часты дерматиты и экземы, грыжи, нарушения пигментации зрачка, карликовость. Встречаются заболевания сердца, пищеварительной и мочеполовой систем.

    Диагностика

    Диагностика рассматриваемой патологии предполагает проведение следующих процедур.

    1. Сбор анамнеза. Выявление времени начала первых симптомов болезни:
      • наличие эмоциональной активности в младенческом возрасте, развитие речи, имеются ли навязчивые движения;
      • течение беременности и родов, присутствие факторов, способствующих развитию олигофрении;
      • соматическое состояние ребенка;
      • качество питания в раннем детстве;
    2. Консультация психиатра, его оценка возможностей больного. Использование специальных методик по выявлению уровня развития речи, мышления, возможностей социализации.
    3. Проведение компьютерной и магнитно-резонансной томографии, изучение целостности строения головного мозга, выявление патологий, повреждений, энцефалопатий.
    4. Осмотр врачом-неврологом.

    Лечение

    Идиотия является неизлечимым заболеванием. Вследствие чего лечение направлено на коррекцию нарушенных органов, нормализации обмена веществ, активизацию защитных сил организма. Работа проводится по восстановлению высших психических функций (пирацетам, циннаризин, энцефабол и др.). Применяются средства дегидротации, направленные на удаление избытка воды из организма.

    Для больных с торпидной формой используются стимуляторы, при возбудимой форме нейролептики, при необходимости – противосудорожные. Специальное лечение назначается при врожденном сифилисе и токсоплазмозе. Капельницы с магнезией и Дикарб применяются при низком внутричерепном давлении.

    С больными проводят лечебную физкультуру, массажи, постоянно контролируют здоровье, создают условия для благоприятной жизни.

    Профилактика

    Беременной для предотвращения развития у ребенка такого заболевания, как идиотия, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Планирование беременности, ведение правильного образа жизни, своевременное выявление заболеваний и лечение их.
    2. Полный отказ от табака, алкоголя, наркотиков, других вредных веществ.
    3. Здоровый образ жизни – полноценное питание, отсутствие стрессов, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность.
    4. Следить за артериальным давлением.
    5. Обращение к квалифицированным врачам в случае начала схваток.

    Ни один ребенок не застрахован от развития идиотии во внутриутробном периоде, однако родители со своей стороны обязаны сделать все возможное для профилактики данной патологии. Будьте здоровы!

    Идиотия

    • Аномалии в развитии половых органов
    • Бессмысленное выражение лица
    • Галлюцинации
    • Добавочные пальцы
    • Нарушение координации движения
    • Нарушение мелкой моторики
    • Нарушение речи
    • Непропорциональность телосложения
    • Неспособность к самообслуживанию
    • Одутловатость лица
    • Отсутствие инстинкта самосохранения
    • Отсутствие реакции на громкие звуки
    • Отсутствие реакции на окружающих людей
    • Паралич
    • Повышенный аппетит
    • Порок сердца
    • Сращение пальцев
    • Толстый язык
    • Ухудшение ориентации в пространстве
    • Эпилептические припадки

    Идиотия (идиотизм) — самая тяжелая степень умственной отсталости (олигофрении), при которой мышление и речь отсутствуют практически полностью. Некоторые ученые-психиатры предлагают не использовать это название болезни, а больных не называть «идиотами», поскольку термины стали носить оскорбительный характер и вышли далеко за рамки медицины.

    • Причины
    • Классификация
    • Симптомы
    • Диагностика
    • Лечение
    • Прогнозы
    • Профилактика

    Предлагается употреблять термин «глубокая умственная отсталость», «умственная отсталость глубокой степени». В США и Западной Европе в социуме и педагогике используется термин «труднообучаемые». С греческого название болезни переводится как «необразованность», «обособленность». Чаще болеют представители мужского пола.

    Причины

    • генетически обусловленные заболевания, связанные с хромосомными дефектами, проявляющиеся умственной отсталостью и физическим недоразвитием (синдромы Вильямса, Дауна, Ангельмана, Прадера-Вилли, болезнь Тея-Сакса) — на сегодня известно около 2000 генных аберраций (мутация), ежегодно их число увеличивается;
    • различные отравления матери в период беременности;
    • облучение;
    • злоупотребление будущей матерью спиртным, наркотиками, медикаментами;
    • инфицирование в период гестации: цитомегаловирус (герпесвирус человека 5 типа, имеющий собственную ДНК), краснуха (вирусная болезнь, опасная для беременных на ранних этапах гестации), сифилис (венерическое заболевание, вызванное бледной спирохетой), токсоплазмоз (заражение паразитами — токсоплазмами), простой герпес и другие опасные инфекции;
    • нерациональное питание с дефицитом витаминов и микроэлементов, недоедание;
    • йододефицит у будущей матери;
    • болезни обмена веществ у беременной;
    • асфиксия новорожденных (отсутствие или нерегулярное дыхание);
    • травма ребенка в родах, ЧМТ, сдавление головы, кровоизлияние во время родоразрешения;
    • дефицит йода у ребенка до 3 лет;
    • энцефалиты, менингиты (перенесенные в детстве);
    • недоношенность (вес младенца при рождении менее килограмма).

    Родители детей с идиотией в большинстве своем не имеют отклонений в умственном развитии. Здоровье родителей не означает рождение полноценного ребенка.

    Классификация

    Классифицируют идиотию по степени тяжести:

    1. Легкая и средняя степени характеризуются способностью больных вырабатывать простой кругозор. Например, понимание, что нельзя прикасаться к пламени, опускать в кипяток руку. Дети осваивают простейшие навыки самообслуживания, имеют привязанность к ухаживающим людям, запоминают простые слова, но произносят их неправильно, меняют или пропускают в словах слоги, шепелявят, гнусавят.
    2. Тяжелая степень. Отмечается практически полное отсутствие речи и навыков самообслуживания. Жизнь больного регулируется инстинктами. После рождения младенцы сразу попадают в интернаты для психохроников.

    По времени и причинам возникновения:

    1. Амавротическая идиотия — в основе лежит нарушение обмена ганглиозидов (сложные молекулы) в головном мозге. Интеллект снижается стабильно.
    2. Врожденная — характеризуется прогрессирующей гидроцефалией (избыток воды в тканях головного мозга), мышечным гипотонусом (пониженный тонус мышц), судорогами, психическим недоразвитием.
    3. Детская ранняя — развивается в первые годы жизни, характеризуется прогрессирующими параличами, снижением зрения, гиперакузией (непереносимость обычных звуков ввиду нарушения механизмов равновесия между торможением и усилением биологических процессов в слуховых путях), психическим недоразвитием.
    4. Детская поздняя — характерные признаки появляются в 4 года: атрофия зрительного нерва (отмирание нервных волокон), прогрессирующее слабоумие, судороги, атаксия (нарушение координации).
    5. Юношеская — признаки появляются к 6 годам. Характерны снижение умственных способностей, двигательные расстройства, ухудшение памяти, вегетативно-эндокринные расстройства, пигментный ретинит (дегенеративное поражение глаз, ведущее к слепоте).
    6. Поздняя — признаки появляются у взрослых. Характерно изменение личности, глухота, вестибуло-мозжечковый синдром (головокружение, потеря равновесия), пигментный ретинит, психосиндром (психологическая дисфункция).
    7. Гидроцефальная — врожденная форма, характеризующаяся водянкой головного мозга.
    8. Ксеродермическая — наследственное заболевание, проявляющееся разной степенью слабоумия, гипоплазией (недоразвитием) половых органов, пигментной ксеродермией (высокая чувствительность к ультрафиолету), неврологическими нарушениями, невысоким ростом.
    9. Дизостотическая — поражение соединительной ткани, вследствие чего страдают органы зрения, кости, нервная система, внутренние органы.
    10. Микседематозная — развивается при нарушении работы щитовидной железы.
    11. Тимическая — развивается при нарушении работы тимуса (вилочковая железа).

    По клиническим проявлениям:

    1. Возбудимая — характеризуется повторяющимися движениями больного (раскачивание, хлопанье в ладоши, примитивные движения).
    2. Торпидная — характеризуется неподвижностью, «уходом» в себя.
    Читайте также:  Мометазон-Акрихин; инструкция по применению, описание, вопросы по препарату

    Стадии умственной отсталости по показателю IQ (международная и российская классификация):

    1. Незначительная — IQ 50–70 (дебильность).
    2. Умеренная — IQ 35–49 (имбецильность).
    3. Тяжелая — IQ 25–39 (олигофрения в стадии идиотизма).
    4. Глубокая — IQ ниже 20 (глубокая умственная отсталость).

    Если говорить о социальной идиотии, выделяют 5 форм:

    1. Верноподданность. Главные люди для этой категории больных — вышестоящее начальство, его мнение, указания.
    2. Нигилизм. Отстранение от общественных и даже семейных процессов — от всего, что не касается самого больного.
    3. Либерализм. Либералы ставят во главу угла полную свободу личности, что в либеральном государстве выливается в попустительстве за преступления, совершенные представителями сексуальных меньшинств, беженцами, популяризацию однополой любви и браков.
    4. Жидовосхищение. Восхищение и превозношение евреев и еврейской нации, проявляющееся в том, что Христос был иудеем, а этот народ больше остальных перенес страданий, что среди евреев больше, чем среди других национальностей, гениальных ученых, писателей и так далее.
    5. Чистоплюйство. Выражается в надменном поведении. Чистоплюи считают те или иные дела и разговоры «грязными», отказываются участвовать в мероприятиях и беседах, чтобы не опускаться до уровня собеседников и не «испачкаться» самому.

    Выделяют еще один вид социального идиотизма — калейдоскопичный. О психических отклонениях свидетельствует все: мировоззрение, рассуждения, поступки, поведение.

    Симптомы

    Больные не способны к самообслуживанию, нуждаются в постоянном присмотре и уходе. Идиотия у детей проявляется с рождения: ребенок не может держать головку, поздно садится, речь не развивается либо появляется очень поздно, эмоции упрощенные (нравится — не нравится). Из речи в лучшем случае понятны лишь отдельные слоги, выстраивать предложения малыш не может.

    Больные не реагируют на окружающих, громкие звуки, яркий свет. С большинством пациентов возможен только невербальный (без речи, с помощью жестов) контакт. В лучшем случае дети понимают интонацию, но не значение слов. Не могут выражать эмоции, помимо вспышек немотивированного гнева у одних и безразличия у других. Близких или ухаживающих за ними людей не узнают.

    Физически ребенок развивается нестандартно: тело непропорциональное, лицо припухшее, выражение лица бессмысленное, часто искажено злобной гримасой, язык толстый. Двигательная активность либо не развита, либо наблюдаются стереотипные движения, многие передвигаются ползком.

    Могут встречаться аномалии физического развития и внутренних органов: сращение пальцев, шестипалость, контрактуры (сужение) суставов, мозговые грыжи, пороки сердца, аномалии мочеполовых органов, дискинезия (раздраженность) кишечника, эндокринные расстройства, параличи. Некоторые испытывают галлюцинации — такие пациенты должны находиться в условиях стационара.

    Характерен неумеренный аппетит вплоть до булимии и поедания несъедобных предметов, даже собственных конкрементов, поскольку больные не отличают пищу от несъедобных предметов, горячее от холодного. Дефекация и мочеиспускание произвольные. Стеснение отсутствует полностью: взрослые больные или подростки могут открыто на людях заниматься онанизмом.

    Другие признаки идиотии:

    • больным все равно, во что они одеты (грязная или чистая одежда);
    • мокрое белье не доставляет дискомфорта;
    • дети не могут сами одеться и раздеться;
    • характерна склонность к членовредительству, агрессии, направленной на себя;
    • немотивированные импульсивные поступки;
    • эпилептические судороги;
    • повышенный болевой порог — даже если причинить серьезные телесные повреждения, большинство больных никак не отреагирует.

    У детей с тяжелой степенью идиотии отсутствует инстинкт самосохранения, диагностируется слабая ориентация в пространстве и нарушение координации движений и моторики.

    Диагностика

    Диагноз ставится на основании показателей IQ, осмотра пациента, беседы с его родственниками. Врач собирает семейный анамнез, оценивает данные генетического скрининга, диагностических исследований, свидетельствующих о состоянии внутренних органов. Выясняет все о периоде беременности матери и родоразрешении, о перенесенных инфекциях во время гестации, времени первого появления характерных признаков.

    Психиатр беседует с пациентом (если это возможно), оценивает умственные способности с помощью специальных анкет, уровень адаптации в социуме, отношение к родственникам.

    Из обследований назначается МРТ головного мозга, позволяющее судить о строении органа и возможных отклонениях. При необходимости больных консультируют невролог, офтальмолог и другие узкие специалисты. Родители и больной ребенок проходят консультацию и обследование у генетика, что позволяет выяснить причину когнитивного диссонанса, выявить возможные риски у будущих детей.

    При исследовании у больных отмечается увеличение головного мозга, диффузная (рассеянная) атрофия отдельных участков (чаще страдают мозжечок и затылочные доли).

    При гистологическом исследовании отмечается распространенный распад нейронов (нервная клетка, ганглиозная, ганглионарная). Дегенерация ганглиозных клеток происходит в виде увеличения размера, набухания, вздутия, заполнения мелкозернистым веществом, сморщиванием и утерей формы ядер, сдвиг ядер к периферии.

    В тяжелых случаях при большой концентрации липидов развивается демиелинизация (разрушение миелиновой оболочки, окружающей нервные волокна), повреждение нервных отростков (аксоны).

    Лечение

    Терапевтический эффект зависит от того, на какой стадии идиотии находится пациент. При легкой степени больные могут развиваться, научиться элементарным навыкам самообслуживания и общения, овладеть минимальным кругозором. Главное, в чем нуждаются больные — уход и наблюдение. Медикаменты эффективны при их использовании на ранних этапах болезни.

    Из фармакологических средств применяются седативные при повышенной возбудимости и агрессии, психотропные препараты (нейролептики) при выраженных психических отклонениях, ноотропы при нейродегенеративных расстройствах, витамины, противосудорожные средства при судорожном синдроме.

    Прогнозы

    При идиотии развиваются такие осложнения, как социальная дезадаптация, опасное поведение с направлением агрессии чаще на себя.

    Ребенок может травмироваться из-за зрительных и двигательных нарушений. Слабая физическая активность приводит к возникновению застойной пневмонии (развивается в результате нарушения гемодинамики и вентиляции легких). Судороги могут закончиться развитием эпилептического статуса.

    Дисфагия (нарушение глотания) опасна попаданием пищи в трахею и развитием аспирационной пневмонии (повреждение паренхимы легких). Нарушение липидного обмена приводит к жировому гепатозу (избыточное накопление жира в печени) и печеночной недостаточности. Сердечную недостаточность вызывают отложения жира на клапанах. Погибают чаще от дыхательной или сердечной недостаточности, вторичных инфекций, отягчающих течение основного заболевания.

    Самый неблагоприятный прогноз имеет амавротическая идиотия Тея-Сакса, инфантильная форма которой заканчивается летальным исходом. Поздняя форма развивается наиболее медленно, имеет доброкачественное течение, поэтому прогноз относительно благоприятный. В большинстве случаев пациенты проживают не более 20 лет.

    Благодаря тщательному уходу, врачебному наблюдению, медикаментозной поддерживающей терапии больные могут прожить 40 лет. Излечиться от идиотизма невозможно.

    Профилактика

    Профилактика идиотии начинается и проводится будущей матерью в период гестации. Следует отказаться от вредных привычек, рационально питаться, наблюдаться у врача, выполнять в точности его рекомендации.

    Следует избегать браков между близкими родственниками, при которых значительно повышается риск развития идиотизма у ребенка. Рекомендованы генетический скрининг и консультация у генетика.

    Ссылка на основную публикацию
    Срочно работа Лор врач в Сергиевом Посаде — Август 2020 — 134; вакансий — Jooble
    Facebook Русский Nederlands Frysk English (US) Polski Türkçe Deutsch Français (France) Español العربية Português (Brasil) Регистрация Вход Messenger Facebook Lite...
    Средства для лечения желудочно-кишечного тракта KRKA Нольпаза 20мг — «Гастрит Эзофагит Нольпаза побе
    Нольпаза Показания Противопоказания Способ применения и дозы Побочные действия Взаимодействие, совместимость, несовместимость Аналоги Действующее вещество Фармакологическая группа Лекарственная форма Фармакологическое...
    Средства дулучшения мозгового кровообращения CHIESI S
    Сравним Вазобрал и его аналоги: анализ показаний, инструкций, цен Вазобрал – это комбинированный препарат, который действует на рецепторы нервной системы,...
    Срочно! Работа Санитарка инфекционного отделения в Москве
    Медицинская сестра процедурной 4 инфекционное отделение Требования: Среднее профессиональное медицинское образование по специальности "Сестринское дело", Наличие действующего сертификата по специальности...
    Adblock detector