Статья; Дисфункция сенсорной интеграции

Статья; Дисфункция сенсорной интеграции

Родителям о сенсорной интеграции

Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний . Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности , развивается дисфункция обработки сенсорной информации. То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».

Признаки нарушения сенсорной интеграции.

По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

  • Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
  • Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
  • Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
  • Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Занятия сенсорной интеграцией

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

Читайте также:  Скамьи и тренажеры своими руками для дома

Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.

Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

Сенсорная интеграционная терапия дома

Идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще

— обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу

— прививайте правило «вытянутой руки».

-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

При высокой сенсорной чувствительности.

— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.

— сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При высокой сенсорной чувствительности.

— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

— используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При высокой сенсорной чувствительности.

— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

— готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место

— создание огороженного рабочего места

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности.

— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

— постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

— учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

— Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

— Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

— Неуклюж,не может правильно обогнуть предмет, человека — это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и вестибулярного аппарата. Рекомендованы занятия: подвижные игры — прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лёжа на животе с опорой на локти, кидание предметов.

Ребенок и сенсорная интеграция. Из опыта работы

Юлия Севрюгина
Ребенок и сенсорная интеграция. Из опыта работы

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

«Интересно» — это «детское» определение сенсорной интеграции.

Метод был впервые разработан д-ром Jean Ayres — трудотерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения — слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер.

Читайте также:  Как повысить гемоглобин быстро народные средства - ХраниРецепт

Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.

2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности

3. Расстройства мышечного тонуса

4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)

5. Двигательная неуклюжесть

6. Трудности в концентрации, импульсивность

7. Быстрая утомляемость

8. Отказ от социальных контактов

9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении

10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

На базе нашего детского сада, в кабинете педагога-психолога, мною организован сенсорный уголок, в котором представлены игры направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.

Если у ребёнка отмечается трудности с распознаванием тактильной информации, то в детском саду могут возникнуть проблемы в продуктивной деятельности. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поведением, так как такой ребенок может отвечать на взаимодействие с другими детьми — агрессивно. Воспитатель может сердиться на детей т. к. они часто неловкие, импульсивные или им трудно следовать указаниям и инструкциям.

Практика показывает, что нарушения в ЭВС и поведении также часто оказываются связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью.

Таким детям свойственна:

— трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация

— не переносит прикосновений, не смотрит в глаза

— сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.

Целью моей работы является обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами, знакомство со свойствами.

Здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют запах.

Ценность сенсорногоуголка заключается в его универсальности:

— доступность обогащения среды;

— нет возрастных ограничений;

— возможность разнообразного выбора.

Организация коррекционно-развивающих групп

Цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.

Были поставлены следующие задачи:

•развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

•развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

•повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

•повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Сенсорный уголок предназначен:

•для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

•развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

•снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

•создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

•активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

•повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Игры проводятся индивидуально и по подгруппам (от 4 до 6 детей). Рекомендуется формировать подгруппы с учетом возраста.

В сенсорном уголке могут заниматься дети от 2-х лет. Возрастных ограничений нет, так как можно варьировать степень усложнения заданий.

Сенсорныйуголок располагается в кабинете психолога и поделен на 2 зоны: для работы с песком и для работы с крупами. Также им может быть и оборудована группа или даже отдельная комната. Рекомендуется несколько рабочих столов, за которыми работают дети, емкости для круп и песочница. Затем необходимо только пополнять уголок интересными дидактическими пособиями для обогащения чувственного опыта детей.

В сенсорном уголке собрано много материала на развитие тактильных ощущений.Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

С помощью упражнений в сенсомоторном уголке я помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей.Детей учу замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев и т. д. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы Далее представлены примеры некоторых игр.

Игры с крупами – это универсальное средство. У каждой крупы разная текстура, разный цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах. А вкус каши дети могут попробовать дома или в детском саду.

Читайте также:  8 причин появления рака лёгких

Опыт моей работы позволил мне учувствовать в показе открытого мероприятия в рамках регионального семинара «Сенсорная интеграция как условие комплексного развития ребенка». Мастер-класс «Мир на ощупь». Также было проведено открытое мероприятие для коллег детских садов.

На данном этапе моей работыможно подвести следующие итоги:

У детей: повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; дети овладевают рациональными приемами обследования; дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.

Сенсорная панель «Космос» Сенсорная панель «Космос» Калатинсая Анна Александровна учитель-логопед Клюшина Галина Михайловна учитель-логопед Сенсорная панель»Космос».

Сенсорные расстройства: советы родителям

Далеко не все родители понимают, что представляют собой проблемы в сенсорной сфере. Между тем, именно перегруженная сенсорика является причиной многих особенностей в поведении детей с аутизмом.

Вот, что рассказала в одном из интервью Кэрол Кранович — автор нашумевшей в Соединенных Штатах книги «Ребенок, потерявший синхронизацию».

  1. Начнем с основ: что такое «сенсорные проблемы»?

У детей с разлаженной сенсорной сферой центральная нервная система получает, организует и декодирует сигналы из органов чувств с нарушениями. Наше поведение неразрывно связано с мозгом, поэтому, когда мозг (который стоит во главе ЦНС) «неправильно» реагирует на обычные, заурядные раздражители, меняется и поведение человека. Сенсорные проблемы могут влиять на то, как ребенок двигается, на его эмоции, внимание, привязанность к другим людям и умение достигать поставленные задачи.

  1. Как вы пришли к изучению детей с нарушенной сенсорикой и начали о них писать?

Я более 20-ти пяти лет учила дошкольников музыке и танцам, и мне всегда не давали покоя неуклюжие дети, словно бы потерявшие координацию движений и синхронизацию рук и ног. Чтобы помочь им лучше преодолевать трудности в играх и занятиях, я заинтересовалась теорией сенсорной интеграции. Я стала лучше понимать своих учеников и теперь оказываю им необходимую помощь.

  1. Какие советы вы могли бы дать родителям детей с сенсорными расстройствами?
  • Посещайте психолога, который использует в арсенале своих средств сенсорную интеграцию.
  • К сожалению, даже в Соединённых Штатах не все доктора и педиатры имеют представление о сенсорных расстройствах. Врачам тоже нужно учиться и делать это постоянно. Хотя сенсорные расстройства – это неврологическая проблема, далеко не каждый невролог знает, как их лечить.
  • Много читайте, особенно современной литературы.
  • Вы не находитесь наедине со своей проблемой. Общайтесь с другими родителями, у которых тоже есть особые дети. Обменивайтесь опытом и знаниями.
  • Наденьте воображаемые «сенсорные очки» и спросите себя: какие ощущения (прикосновения, звуки и т.д.) могут перегружать нервную систему ребенка? Можно ли минимизировать их воздействие? Снизьте нагрузку, приглушив свет, уменьшив громкость телевизора, не приносите в дом свежую сирень и многое другое.
  • Подумайте, каких ощущений лишен ваш ребенок? Перечень может включать движения, свежий воздух, вкус здоровой пищи. Многим детям, даже без сенсорных проблем, требуется обилие движения в течении дня. Любому человеку нужно двигаться в течении минимум десяти минут из каждого часа бодрствования. Нехватка движения приводит к тому, что ребенок начинает ёрзать, теряет внимание, раздражается и плохо владеет телом. Если ребенку нужно загрузить органы чувств, найдите способ это сделать.
  1. Как можно помочь детям с сенсорными расстройствами?
  • Ежедневно ходите с ребенком на прогулку.
  • Играйте с ребенком в игры, требующие обилия движений.
  • Не забывайте о бассейне, песочнице, качелях.
  • Выгуливайте вместе с ребенком собаку и бегайте трусцой.
  • Используйте увлечения ребенка. Если он, скажем, любит динозавров, то постройте ему на заднем дворе загородного дома бассейн с водой по колено – это будет океан, бассейн с жидкой грязью – болото, большая песочница – пустыня. Все эти территории населите динозаврами. Готовьте ребенку блюда в виде динозавров. Что бы ни нравилось вашему ребенку – используйте это для насыщения всех сфер его сенсорики.
  • Поменьше электроники. Сидение перед компьютером и телевизором вредит зрению, осанке, крупной моторике, умению общаться, вовлеченности в жизнь общества и многому другому. Электронные забавы воздействую только на две области чувств — слух и зрение. А у нас их как минимум пять или даже больше, если включить в охват чувство равновесия и проприоцептивную чувствительность. Используйте их все!
  • Ребенок должен высыпаться. Дети должны просыпаться утром сами — свежими и бодрыми, а не по звонку будильника.
  1. Как унять страх, вызванный сенсорными перегрузками?

Каждый случай индивидуален, но вот несколько примеров:

  • Если ваш ребенок боится идти на игровую площадку потому, что его смущают крики детей, и ему не по себе в гуще людей, посещайте ее рано утром или поздно вечером, когда народа на ней мало. Будьте рядом с ребенком. Возьмите с собой мяч.
  • Если ваш ребенок хочет быть вдали от всех, пусть он покачается на качели в одиночестве, залезет через высокий забор в песочницу и вылезет обратно с десяток раз или закроется в кукольном домике и побудет там один.
  • Если же ребенок жаждет нового сенсорного опыта, ведет себя возбужденно и отчаянно, высоко раскачайте его на качели (но делайте это недолго!). Пусть он хорошенько покопается в песочнице и весь покроется грязью. Пусть скатится с горки головой вниз, а вы поймаете его на спуске.
  • Заведите большой надувной мяч и мат и занимайтесь на нем с ребенком. Можно очень мягко и при этом эффективно насытить сенсорику ребенка, заставив его выполнять подвижные упражнения на поиск баланса.
  • Что делать, если ребенок не хочет есть незнакомую еду? Внедряйте главный принцип – неспешная постепенность. Начните с того, что на блюдце рядом с тарелкой ребенка положите одно соцветие брокколи. Пусть целую неделю оно лежит там, и малыш не обязан его съедать. На следующей неделе к брокколи надо будет прикасаться одним пальцем, еще через неделю – подносить к губам. Затем нужно будет поцеловать соцветие, а потом – положите его в рот.
  • Как быть, если малыш не любит объятий и поцелуев? Перед визитом бабушек и дедушек хорошенько сжимайте ребенка в собственных объятиях, чтобы он их не ощущал как нечто свежее. Разотрите его руки и ноги губками и мочалками, чтобы кожа приглушила повышенную чувствительность. Пусть ребенок подвигает стулья и столы, пропылесосит ковер, выпьет через соломинку яблочное пюре – это его утомит и успокоит.
  • Методом проб найдите универсальные физические упражнения, которые помогают вашему малышу успокоиться, и пусть он проделывает их перед чем-то волнующим или пугающим.
Ссылка на основную публикацию
Срочно работа Лор врач в Сергиевом Посаде — Август 2020 — 134; вакансий — Jooble
Facebook Русский Nederlands Frysk English (US) Polski Türkçe Deutsch Français (France) Español العربية Português (Brasil) Регистрация Вход Messenger Facebook Lite...
Средства для лечения желудочно-кишечного тракта KRKA Нольпаза 20мг — «Гастрит Эзофагит Нольпаза побе
Нольпаза Показания Противопоказания Способ применения и дозы Побочные действия Взаимодействие, совместимость, несовместимость Аналоги Действующее вещество Фармакологическая группа Лекарственная форма Фармакологическое...
Средства дулучшения мозгового кровообращения CHIESI S
Сравним Вазобрал и его аналоги: анализ показаний, инструкций, цен Вазобрал – это комбинированный препарат, который действует на рецепторы нервной системы,...
Срочно! Работа Санитарка инфекционного отделения в Москве
Медицинская сестра процедурной 4 инфекционное отделение Требования: Среднее профессиональное медицинское образование по специальности "Сестринское дело", Наличие действующего сертификата по специальности...
Adblock detector