Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - причины, симптомы, диагностика и лечение

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — причины, симптомы, диагностика и лечение

Что такое фонетическое недоразвитие речи: причины, симптомы, коррекционная работа
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Скачать:

Вложение Размер
ФНР 16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетическое недоразвитие речи.

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства могут проявляться:

в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Чаще всего нарушаются:

свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц

шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ

сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)

заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Ребенок с фонетическим нарушением речи зачастую не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.

Причины фонетического нарушения речи

Причинами фонетического нарушения речи считается:

  • Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;
  • Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит:
  • Парез тройничного нерва;
  • Парез лицевого нерва;
  • Парез подъязычного нерва.
  • Расстройства нейродинамики:
  • Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;
  • Недостаточная сформированность межанализаторных связей.

Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.

При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.

Симптомы фонетического нарушения речи

Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:

  • Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах;
  • Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
  • Замена сложных для произношения звуков более простыми;
  • Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах;
  • Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
  • Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.

Что делать если у ребёнка ФНР?

Лечение фонетического нарушения речи

Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • Вырабатывание звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
  • Формирование навыков дифференциации звуков;
  • Развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
  • Обучение послоговому чтению;
  • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи. Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность. Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия.

Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неу.

Формирование связной речи детей с ФНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на .

Рабочач программа учителя- логопеда на логопункте грппа ФНР.

Предлагаемые динамические паузы способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. .

В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи.

Чем отличается ФНР от ФФНР?

Чем отличается ФНР от ФФНР?

Давайте, прежде всего, разберемся, что это же это за диагнозы, если их поставили вашему ребенку.

Фонетическое нарушение речи (ФНР)— это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков, вследствие недостаточной сформированности фонетического слуха.

Такое нарушение относят к сенсорным нарушениям.

Как правило, это проявляется в:

* нарушение умственных действий в звуковом анализе;

* не различение на слух звуков в своей и чужой речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем.

У детей с ФФНР обычно сохранный слух и интеллект.

ФФНР проявляется в:

* искажение произносимого звука;

* замена звука на другой.

То есть, при ФНР ребенок знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими.

При этом ребенок пишет все буквы в словах правильно, а нарушение происходит только в устной речи.

При ФФНР происходит полная замена определенного звука другим («лога» вместо «рога»).

Ребенок не видит разницы между звуками.

И здесь уже могут быть проблемы на письме.

Что же делать, если у ребенка ФФНР?

Развивать фонематический слух в играх.

Примеры игр:

* Называем ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук, должен произвести установленное действие (например, на звук л — хлопаем, на р –топаем).

* Показываем картинку и называем её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук.

* Произносим стихотворение, скороговорку, а ребенок называет звук, который чаще всего услышал. Например, «У Сени и Сани в сетях сом с усами».

*Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [Р].

Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [Р] .

Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок.

* Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

* Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [р], [у], [к] [а]. Ребенок собирает звуки в слово.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей

  1. Особенности недоразвития речи
  2. Как проявляется ФФНР
  3. Что проверяет логопед
  4. Как проводится коррекция речи

Особенности недоразвития речи

Причиной нарушения речи могут быть различные факторы, которые действовали на ребенка в период внутриутробного развития или в первые годы жизни. При обследовании логопед обращает внимание на течение беременности, чтобы установить причины врожденной патологии.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи это патология детей 4-5 лет

  • токсикозы, гестоз во время беременности;
  • любые тяжелые заболевания;
  • инфекции в первом триместре;
  • действие токсичных веществ;
  • родовая травма;
  • резус-конфликт.

Высок риск столкнуться с патологией у детей, которые подвергаются психотравмирующим ситуациям, перенесли вирусные патологии в первый год жизни, растут в неблагоприятной обстановке. Но точные причины установить не всегда удается, нарушения могут быть результатом комплексного воздействия нескольких факторов.

Особенностью нарушения речевого развития является незавершенность произношения и восприятия слов и фраз на слух, что позже приводит к снижению способности читать и писать. В эту группу включены несколько типов нарушений: дислалия, ринолалия, дизартрия. Если коррекцию не проводить, недостаток речи перейдет в устойчивый, который невозможно исправить.

Как проявляется ФФНР

У детей с данной патологией нет органического поражения слуха, хорошо развит интеллект. Но они имеют особое измененное восприятие речи, которое сказывается на их произношении, искажает его. При фонетико-фонематическом недоразвитии речи могут иметься частичные нарушения, когда малыш не может различать некоторые пары похожих звуков, например, са-ша, ва-ла.

Смешение звуков речи проявляется их неустойчивым употреблением в речи. В этих случаях в некоторых словах звук произносится правильно, а в сложных конструкциях заменяется близким по звучанию или удобным для произношения. Замена возможна только сложного звука на более простой:

  • [р] заменяется [л];
  • вместо [ш] — [ф];
  • [с]заменяет [т].

Иногда один звук может произноситься вместо целого ряда других. Примером такой перестановки является использование [т] вместо [с], [ч], [ш]. У дошкольников могут наблюдаться следующие проблемы с речью:

  • ротацизм – картавость, нарушение произношения звука [р] и [рь];
  • сигматизм – патология произношения, при которой нарушение коснулось шипящих звуков;
  • ламбдацизм – нечеткое или искаженное произношение звука [л].

Количество звуков, которые не может нормально произносить ребенок, может достигать 16-20. Ему тяжело даются длинные и многосложные слова, а также те, в которых подряд идут несколько согласных. Если попросить проговорить по слогам, часть из них переставляется местами, некоторые не произносятся или заменяются другими, а между согласными вставляется гласный звук.

У детей с ФФНР нормально развит интеллект

Признаки нарушений речи не сказываются на словарном запасе, он соответствует возрастной норме. Но при построении фраз и предложений, характеристикой их будет перестановка слов, неправильное согласование, использование ненужных предлогов. Детям тяжело образовывать из одного слова однокоренные по типу томат – томатный, камень – каменный, а также изменять окончания при построении конструкции один – много: огурец – огурцов, дом – домов, кошка – кошек.

Причиной патологии иногда являются особенности работы речевых центров головного мозга. Оно встречается у пациентов с нормальным слухом и интеллектом.

Первые отклонения в речевом развитии можно заметить уже в 3 года, когда ребенок заметно хуже остальных сверстников произносит слова. Но диагноз и обследование логопеда возможны после 4 лет.

Для детей с недоразвитием речи характерен особый тип нервной системы. Признаками отличия психических процессов являются неустойчивость внимания, сложность переключения, узкий объем памяти, трудности абстрактного мышления. Без проведения корректирующих занятий в будущем это сказывается на успеваемости в школе.

Что проверяет логопед

Характеристика типа речевого нарушения дается логопедом после обследования. Ребенка должны осмотреть логопед и психоневролог. Изучается анамнез жизни, родителей расспрашивают о течении беременности и родов, перенесенных заболеваниях дошкольника, чтобы установить факторы, повлиявшие на нарушение речи. Также может потребоваться заключение оториноларинголога о состоянии слуха. Невролог оценивает общее развитие нервной системы.

Логопед проверяет речь при помощи следующих приемов:

  • предлагают услышать различия между правильным и неправильным произношением слова в своей речи;
  • повторить вслед за взрослым сочетания близких слогов па-ба-па и других;
  • на слух выделить в цепочке звуков определенный, который назвал врач;
  • подать сигнал, когда логопед произнесет слово с выбранным звуком;
  • повторить за врачом последовательность из 2 слогов, близких по звучанию.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, названия изображений на которых отличаются одним звуком. Если имеется нарушение, слова будут проговариваться неправильно.

Признаки патологии можно заметить самостоятельно

По результатам диагностики выставляется степень нарушений. Она может быть следующей:

  • легкая – нарушена дифференциация нескольких произносимых звуков, других проблем с речью нет;
  • средняя – грубые нарушения анализа звуков на слух, ребенок недостаточно дифференцирует звуки, входящие в разные группы фонем. Но сам при некоторых усилиях произносит их;
  • тяжелая — грубое недоразвитие речи, ребенок неправильно воспринимает звуки, не выделяет их в словах и не может их воспроизвести в нужной последовательности или найти в слове.

У детей, которые уже овладели письмом, проводится изучение этого навыка. Имеют значение характерные ошибки, которые отражают неправильное произношение слов, перестановка слогов или их замена.

Как проводится коррекция речи

При нарушениях речи ребенка рекомендуется перевести в детский сад, в котором имеются логопедические группы или отдельно несколько раз в неделю посещать логопеда. Срок обучения не менее 10 месяцев.

Коррекция направлена на исправление неправильного произношения звуков, обучение восприятию, образованию словоформ. Так логопед может подготовить ребенка к дальнейшему формированию навыков чтения и письма. Занятия проходят поэтапно. В начале каждого урока проводится логопедический массаж. Это упражнения, которые включают разминания языка, скручивания в трубочку его и губ, различные направленные движения и щелкающие звуки.

Для исправления речи постепенно прорабатывается по одному звуку. Чтобы ребенок проговаривал его правильно, проходят следующие этапы:

  • исправление артикуляции – педагог помогает понять, как правильно должен звучать звук;
  • постановка – ребенок учится произносить слова с проблемным звуком, но делает это только при произвольном контроле;
  • выработка автоматизма – закрепление навыка произношения, звук проговаривается правильно без контроля сознания.

Параллельно проводятся занятия, направленные на формирование речи. Дошкольник обучается составлять словосочетания, согласовывать между собой слова по времени, падежу. Прогноз у пациентов с нарушениями речи благоприятный, но заниматься исправлением недостатков необходимо как можно раньше, иначе это станет препятствием для нормального обучения письму и чтению.

Читайте также:  Шипучка от изжоги из соды в домашних условиях, польза и вред
Ссылка на основную публикацию
Фимоз Просто у вас растет мальчик
Как выглядит фимоз у мальчиков: фото Вашему ребенку требуется хирургическое лечение фимоза или необходима консультация грамотного и опытного детского хирурга-уролога?...
Фиброгастроскопия что это такое Противопоказания и показания к проведению, подготовка и алгоритм
Желудочная фиброгастроскопия Частые боли в животе могут быть симптомом различных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Чтобы точно определить диагноз, проводится фиброгастроскопия желудка...
Фиброз молочных желез причины, симптомы, диагностика и лечение
Что такое фиброзные изменения молочных желез и как их лечить Среди заболеваний молочной железы фиброзы – самая обширная группа, состоящая...
Фитангин Эдас-105; инструкция по применению, описание
Фитангин Эдас-105 Фармакологическое действие - противовоспалительное. Регулирует функции ЦНС, вегетативной и лимфа. ещё Фитангин Эдас-105 инструкция по применению препарата, описание,...
Adblock detector