Что такое конформизм понятие, примеры, причины, виды

Что такое конформизм понятие, примеры, причины, виды

Конформизм и нонконформизм

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • что такое конформизм и нонконформизм;
  • • что такое лабильность психики;

уметь

• анализировать формы конформизма;

владеть

• навыками диагностики конформных форм сознания.

Ты должен мной повелевать,

А я обязан быть послушным.

Осип Мандельштам

Филистер

Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сходный) – социально-психологическая ориентация личности, которая проявляется не в самостоятельном, глубоко продуманном выборе жизненных и социальных ценностей, а лишь в пассивном, приспособительном отношении к существующему порядку вещей. Конформное поведение – это поведение согласное, некритическое. Конформистом называют того, кто без критического разбора присоединяется к суждениям, господствующим в определенных кругах.

Несколько лет назад в день последних президентских выборов одна из центральных газет вышла со слоганом: «Не будь бараном. » Упомянутое животное заведомо не относится к рефлектирующим созданиям, поэтому и поступает стадно, иначе говоря, придерживается общей бараньей линии. Лучше не вылезать, а там будь что будет. Может, и на шашлык сгодимся, зато все вместе.

В откликах на результаты голосования ликование по поводу общественного единодушия перемежается с сетованиями, связанными с рабской психологией, бездумной послушностью и наркотической зависимостью от политтехнологий. Может быть, мы снова стали заложниками стереотипного поведения, трафаретов мысли?

Понятие конформизма обозначает приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Морально-политический конформизм не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Психопатий конформного типа не существует. Этот тип встречается в чистом виде только в форме акцентуаций и поэтому в клинические систематики не включался. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась постепенно. Еще в конце XIX в. Т. Рибо описал «аморфный тип» характера, якобы лишенный каких-либо определенных черт, плывущий по течению, слепо подчиняющийся своей среде. По словам Рибо, за таких людей думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием. П. Б. Ганнушкин метко обрисовал некоторые черты этого типа – постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, – однако неудачно связал данный тип с низким интеллектом. В действительности дело вовсе не в интеллектуальном уровне. Подобные субъекты нередко хорошо учатся, получают высшее образование, при определенных условиях с успехом работают.

Главная черта характера этого типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению – наиболее ярко выступила в описаниях американских социальных психологов. Ими также отмечено свойственное этим личностям недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Как известно, в современной социальной психологии под конформностью принято понимать подчинение индивида группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.

Представители конформного типа – это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило – думать, как все, поступать, как все, стараться, чтобы у них было все, как у всех – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Под «всеми» подразумевается обычно непосредственное окружение. От него конформисты не хотят отстать ни в чем, но и не любят выделяться, забегать вперед. Это особенно видно на примере отношения к модным одеждам. Когда появляется какая-нибудь новая необычная мода, нет более ярых ее хулителей, чем представители конформного типа. Однако как только их среда осваивает эту моду, скажем, брюки или юбки соответствующей длины и ширины, как они сами облачаются в такую же одежду, забывая о том, что говорили два-три года назад. В жизни конформисты любят руководствоваться сентенциями и в трудных ситуациях склонны в них искать утешение («утраченного не воротишь!» и т.п.).

Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, конформисты совершенно не могут ему противостоять, поэтому конформная личность – полностью продукт своей микросреды. В хорошем окружении – это неплохие люди и неплохие работники, но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило предыдущим и каким бы пагубным ни было. Хотя адаптация у них первое время происходит довольно тяжело, но когда она осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, как раньше была прежняя. В связи с этим конформные подростки «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что они узнают через привычный для них канал информации, является для них истиной. Если через этот же канал начинают поступать сведения, явно не соответствующие действительности, они по-прежнему их принимают за чистую монету.

Ко всему этому конформные субъекты – консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему приспособиться быстро, трудно осваиваются в новой ситуации. Правда, в наших условиях конформисты в этом открыто не признаются, видимо, потому, что в подавляющем большинстве микроколлективов, где они оказываются, чувство нового официально и неофициально высоко ценится, новаторы поощряются и т.п. Положительное отношение к новому у них остается только на словах. На деле конформисты предпочитают стабильное окружение и раз и навсегда установленный порядок. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается как просто новичка, который появился в их группе, так и представителя другой среды, другой манеры держать себя, и даже, как нередко приходится наблюдать, другой национальности.

Профессиональный успех конформистов зависит еще от одного качества. Они – неинициативны. Очень хорошие результаты могут достигаться на любой степени социальной лестницы, лишь бы работа, занимаемая должность не требовали постоянной личной инициативы. Если именно этого от конформистов требует ситуация, они дают срыв на любой, самой незначительной должности, выдерживая гораздо более высококвалифицированную и даже напряженную работу, если она четко регламентирована.

Опекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа. Возможно, поэтому, только начиная с подросткового возраста, черты конформной акцентуации бросаются в глаза. Все специфические подростковые реакции проходят под знаком конформности.

Конформные подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Они совсем не склонны менять эту группу, с которой свыклись и в которой освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является то, куда идет большинство товарищей. Одной из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, существует для этого типа людей – это когда привычная подростковая группа почему-то их изгоняет. Конформные подростки обычно оказываются также в трудном положении, когда общепринятые суждения и обычаи их среды приходят в столкновение с их личностными качествами. Например, рискованные приключения чужды конформности, но свойственны подростковой среде. Лишенные собственной инициативы конформные подростки могут быть втянуты в групповые правонарушения, алкогольные компании, подбиты на побег из дома или науськаны на расправу с чужаками.

Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию «быть как все», перенять распространенные подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени.

Конформная акцентуация у подростков, видимо, является довольно распространенной, особенно у мальчиков.

Существует особый вариант конформного типа – конформногинертимный. От других конформных видов его отличает повышенная витальная самооценка. Подростки данного типа несколько эйфоричны, подчеркивают свою бодрость, здоровье, хороший тон и аппетит. Им свойственна также чрезмерно оптимистическая оценка своего будущего, убежденность, что исполнятся все желания. Однако этим и ограничивается их сходство с гипертимным типом. Ни большой активности, ни живости, ни предприимчивости, ни стремления к лидерству они не обнаруживают. Они податливы дисциплине и регламентированному режиму, особенно если все это соблюдается окружающими.

Читайте также:  Церебральный тромбоз венозного синуса - Cerebral venous sinus thrombosis

Конформные подростки, кроме случаев сочетания с дебильностью, относительно редко попадают под наблюдение психиатра. Лишь 3% обследованного нами континента госпитализированных подростков были оценены как представители этого типа. Тем не менее явная конформная акцентуация – это крайний вариант нормы. Еще Ганнушкин отметил склонность представителей этого типа к реактивным состояниям – ипохондрии после «страшного диагноза», реактивной депрессии при утрате близких или имущества, реактивного параноида при угрозе ареста и т.п. Их слабое звено – чрезмерная податливость влиянию среды и чрезмерная привязанность ко всему привычному. Ломка стереотипа, лишение обычного для них общества может послужить причиной реактивных состояний, а дурное влияние окружающей среды – толкнуть на путь интенсивной алкоголизации или приобщения к наркотикам. Длительное неблагоприятное влияние может послужить причиной психопатического развития по неустойчивому типу.

Помимо острых реактивных состояний, опасности алкоголизма и наркоманий, возможности психопатического развития по неустойчивому типу, следует сказать, что подростковая конформность может служить временным этапом, как бы предваряя относительно позднее формирование акцентуации по другим типам, например, паранойяльному или эпилептоидному.

Усвоение определенных норм, привычек и ценностей – необходимый аспект социализации индивида (приобретение им качеств, без которых невозможна его жизнедеятельность в обществе). Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т.д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость для него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т.п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в обществе для развития самостоятельности, ответственности личности и т.п.) [1] .

Между тем просвещенное человечество так и не выработало окончательного мнения относительно конформизма. В новейшей истории едва ли не первым ополчился против безропотного послушания Шопенгауэр. Слова «конформист» тогда еще не было, его успешно заменяло понятие «филистер». Толкуя про такой социальный персонаж, немецкий философ констатировал: «Устрицы и шампанское – вот апогей его бытия». Цель жизни филистера – добыть все, что способствует его телесному благоденствию. Вот почему такой человек питает пристрастие, по мнению Шопенгауэра, к чину, богатству, власти и влиятельности. Оттого-то он и сговорчив во всем, что касается привычных общественных установлений.

Не жаловали филистеров ни Маркс, ни Энгельс. Оба с сарказмом критиковали тех, кто, как они выражались, был прикован к своей жизненной среде и не был способен на энтузиазм во имя свободы. Получил свое даже Гете, который, по мнению классиков, был то колоссально велик, то безмерно мелок. В силу своего таланта он мог быть непокорным, а Гете вел себя как довольный и узкий мещанин. Заодно получали на орехи все, кто испытывал мещанский трепет перед «великим ледоходом». Что таила в себе эта метафора, мы сегодня хорошо представляем.

В большевистской идеологии «филистера» заменили «обыватель» и «мещанин». Люди, которые выращивали хлеб, добывали уголь, торговали, воспитывали детей, приумножали собственный достаток, немедленно изобличались, поскольку не обнаруживали в себе революционного энтузиазма. Большевики звали людей на баррикады, а безропотные мещане тупо цеплялись за собственную жизненную колею. Их вразумляли словом и пулей.

Советская историография изо всех сил прославляла бунтовщиков, повстанцев, мятежников, головорезов и ниспровергателей. В героях числились те, кто умел проливать кровь, а в злодеях – кто подчинялся власти, обычаям и жизненным обстоятельствам. Тем не менее большевистская идеология впала в неразрешимое противоречие, когда наряду с фанатизмом надо было распространять верноподданничество, идейное послушание, вождизм. Поразительные строчки Михаила Исаковского призывали не верить очевидностям:

Мы так вам верили, товарищ Станин,

Как может быть, не верили себе.

Понятие «конформизм» в литературе претерпело конкретное переосмысление. Вплоть до 1990-х гг. оно имело безусловно критический и даже иронический опенок. Этот механизм Фромм сравнивал с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него. Многие современные аналитики усматривают его в поведении избирателей, готовых согласно проголосовать за «единство», за Путина, за предвестие авторитарности.

Опираясь на психологические опыты, проведенные в 1940– 1950-х гг. по разным методикам, многие психоаналитики и социологи утвердились в мысли о том, что конформность (уступчивость внешнему влиянию) является имманентным свойством индивидуального сознания. Успехи пропаганды все чаще объясняли податливостью сознания, а в самой пропагандистской технике усматривали искусство использования скрытых пружин конформизма.

Психоаналитики подчеркивали такие характеристики конформистски ориентированного человека, как стертость индивидуальности, стандартность, манипулируемость, консерватизм. Конформизм рассматривался как один из механизмов «бегства от свободы». Индивид перестает быть самим собой. Он полностью усваивает тин личности, предлагаемый ему в качестве общепринятого образца, и становится таким же, как все остальные, таким, каким его хотят видеть. Исчезает различие между собственным Я и окружающим миром, а вместе с тем пропадает и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. Отказавшись от собственного Я и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой своей личности.

Э. Фромм анализировал также псевдомышление, которое известно лучше, чем аналогичные явления в сфере желаний и чувств. Спросите рядового читателя газеты, что он думает о такой-то политической проблеме, и он вам выдаст как «собственное мнение» более или менее точный пересказ прочитанного. При этом он верит, будто все сказанное им является результатом его собственных размышлений. Если он живет в небольшой общине, где политические взгляды передаются от отца к сыну, он может не отдавать себе отчета в том, до какой степени «его собственное мнение» определяется авторитетом строгого родителя, сложившимся в детские годы. У другого читателя мнение может быть продуктом минутного замешательства, страха показаться неосведомленным – так что «мысль» его оказывается лишь видимостью, а не результатом естественного сочетания опыта, знаний и политических убеждений. То же явление обнаруживается и в эстетических суждениях.

Подавление критического мышления, как правило, начинается в раннем возрасте. Например, пятилетняя девочка может заметить неискренность матери: та всегда говорит о любви, а на самом деле холодна и эгоистична или, скажем, постоянно подчеркивает свои высокие моральные устои, но связана с посторонним мужчиной. Девочка ощущает этот разрыв, оскорбляющий ее чувства правды и справедливости, но она зависит от матери, которая не допустит никакой критики и, предположим, не может опереться на слабохарактерного отца, поэтому ей приходится подавить свою критическую проницательность. Очень скоро она перестанет замечать неискренность или неверность матери и утратит, как считал Фромм, способность мыслить критически, поскольку выяснит, что это безнадежно и опасно. Вместе с тем девочка усвоит шаблон мышления, позволяющий ей поверить, что ее мать искренний и достойный человек, что брак ее родителей – счастливый брак. Она примет эту мысль как свою собственную.

Диагностика конформизма — самостоятельности (ИСП-4)

Конформизм (подобный – лат.) – некритическое принятие и следование господствующим стандартам, стереотипам. Конформизм может вызвать страх, внушение.

Конформность – тенденция допускать влияние на собственное мнение (пытаться действовать так же, как действует большинство, по внутреннему убеждению) и даже восприятие преобладающего мнения, Отношения или убеждения под давлением со стороны других, которое может отражаться или не отражаться в поведении (возможны комбинации приспособленчества к внешним обстоятельствам).

Разновидности конформизма

Конформность внешняя – внешнее соглашение с мнением большинства при внутреннем противлении.

Конформность внутренняя – убежденность в правильности мнения большинства и своей собственной позиции.

Нонконформизм – высказывание собственного мнения идущего вразрез с общепринятым, порой вопреки здравому смыслу, исходя из духа противоречия.

Самостоятельность (отсутствие конформизма, соглашательства) – принятие решений, инициативность совершаемых действий исходя из собственных побуждений, способность противостоять внешнему давлению.

Инструкция для испытуемого: В протоколе после каждого из 80 высказываний надо отразить свою точку зрения по семи бальной шкале. При ответах ориентируйтесь на первую мысль, которая придет вам в голову. Спасибо за добросовестно проделанную работу.

Читайте также:  Крахмал в кале 6 ответов, 2 комментариев

Шкала оценок:

7 баллов – безусловно да, полностью согласен;

6 – да, согласен;

5 – возможно да, более согласен, чем не согласен;

4 – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать);

3 – возможно нет, более не согласен, чем согласен;

2 – нет, не согласен;

1 – безусловно нет, полностью не согласен.

Текст опросника

1. Я демонстративно показываю свое согласие с мнением окружающих, чтобы не оказаться в изоляции.

2. Выражая согласие с окружающими, я пытаюсь обосновать их точку зрения.

3. Я всегда поступаю наперекор общепринятому мнению.

4. На меня бесполезно оказывать давление, я самостоятелен в принимаемых решениях.

5. Я принимаю чужую точку зрения, чтобы избежать наказания.

6. Принимая распоряжение начальника, я исхожу из того, что глупого человека руководителем не назначат.

7. Так уж случается, что если большинство «за», то я «против».

8. Я независим от мнения большинства.

9. Я солидарен с мнением большинства, так как от этого зависит дальнейшее одобрение моих действий.

10. Я уверен, что мнение большого коллектива ошибочным быть не может.

11. Я всегда сомневаюсь и склонен отстаивать противоположную точку зрения.

12. Мне трудно внушить что-нибудь против моей воли.

13. Чтобы не выглядеть «белой вороной» я соглашаюсь с мнением группы.

14. Я всегда прислушиваюсь к мнению пожилых людей, имеющих больший жизненный опыт.

15. Я негативист и в первую очередь пытаюсь найти уязвимые места у оппонента.

16. Деньги лишь средство для проявления моей независимости и самостоятельности.

17. Я соблюдаю нормы принятые в группе, даже если они мне не по душе.

18. Распоряжение начальника я стараюсь сделать намного лучше и быстрее.

19. Даже ощущая свою уязвимость, я буду идти до конца в отстаивании своей позиции.

20. Я прислушиваюсь к мнению окружающих, но решения принимаю самостоятельно.

21. Для меня важен внутренний покой, я не высказываю своего несогласия.

22. Я буду действовать также, как и сознательное большинство.

23. Даже возможное наказание не заставляет меня изменить своих взглядов.

24. Принимая решение, я рассчитываю только на собственные силы.

25. Буду как и все поддерживать кандидатуру выбираемого лица, хотя он мне лично не симпатичен.

26. Кто не с нами, тот против нас.

27. Чем больше на меня оказывают давление, тем ожесточеннее я сопротивляюсь.

28. Я проявляю инициативность только тогда, когда считаю это нужным.

29. Я поддержу начальника, чтобы не вылететь с работы.

30. Я принимаю чужую точку зрения, как более обоснованную.

31. Чем более авторитетное мнение, тем больше я пытаюсь отыскать в нем уязвимые места.

32. Я выступаю с критикой, если считаю себя правым.

33. Я могу чисто эмоционально (мимически или в жестах) выразить согласие с мнением говорящего человека, однако при этом я внутренне буду против.

34. В своем поведении я стремлюсь соответствовать требованию других людей.

35. В отстаивании своей позиции меня не останавливают возраст и заслуги собеседника.

36. Я могу взвешенно отнестись к своей самооценке.

37. Зачастую при выражении внешнего согласия, я имею противоположное мнение.

38. Я автоматически подчиняю свое мнение стандартам принимаемых решений.

39. Порой меня как будто «черт» подталкивает, знаю, что не прав, но иду напролом.

40. Моими поступками руководит чувство ответственности.

41. Если окружающие смеются неприличной шутке или анекдоту, я тоже смеюсь.

42. Я без внутренних конфликтов принимаю мнение группы.

43. В любом конфликте пытаюсь отстаивать свою позицию, даже если сомневаюсь в ее правильности.

44. Я свободен в принятии собственных решений.

45. В конфликте между преподавателем и группой я буду поддерживать мнение группы, даже если мы не правы.

46. По своему характеру я коллективный человек и всегда отстаиваю мнение большинства.

47. Для меня очень важно найти ошибку у лидера, начальника, компетентного лица.

48. При разрешении конфликтных ситуаций я полагаюсь на собственное мнение.

49. Я могу закрыть глаза на моральные устои, требования этики, так как без приспособленчества в наше время не проживешь.

50. Порой я уступаю желаниям других людей, не меняя своих истинных убеждений.

51. Дух противоречия толкает меня на поиск других путей решения общепризнанной проблемы.

52. На меня не давит мнение «большинства – меньшинства», я исхожу из целесообразности решаемого вопроса.

53. Мой принцип – прояви внешнее согласие, иначе будешь отвергнутым.

54. По натуре я мягкий человек и соглашаюсь с приводимыми доводами.

55. К сожалению, большинство распоряжений, отдаваемых мне, идут вразрез с моими интересами.

56. Я не могу некритически изменить свое мнение в соответствии с требованиями большинства.

57. Я буду следовать моде, если даже она мне не по душе.

58. Мои родители всегда отличались лояльностью к существующим порядком в обществе.

59. Меня практически невозможно заставить что-либо делать против моей воли.

60. Я могу пойти против мнения коллектива, если уверен в собственной правоте.

61. Я промолчу, даже если мнение руководителя будет явно ошибочным.

62. Я подчиняюсь мнению большинства и не чувствую в этом ущемления своей самостоятельности.

63. Мое несогласие с мнением большинства порой возникает от того, что я не могу высказать собственной позиции.

64. Выбор будущей профессии – это мой собственный, самостоятельный выбор.

65. Чтобы улучшить взаимоотношения в группе я лучше подальше спрячу собственное мнение о некоторых ее членах.

66. Принимая мнения большинства, я нахожу убедительные доводы подтверждающие его правильность.

67. Вне зависимости от истинности я буду любой ценой отстаивать собственные убеждения.

68. Я не подчиняюсь силовому давлению и отстаиваю собственную позицию.

69. Исходя из коньюктурных соображений я могу открыто поддержать неверную позицию другого человека.

70. Я склонен прислушиваться в большей степени к мнению большинства, чем к собственным ощущениям.

71. Я не нуждаюсь в одобрении окружающих и поэтому свободно высказываю свою точку зрения.

72. Я не пойду на уловки и лучше потерплю поражение (получу плохую оценку и т.п.).

73. Я лучше откажусь от собственного мнения, чем буду отстаивать его.

74. Человек не принимающий мнения окружающих – это эгоцентрик, думающий только о себе.

75. По натуре я бунтарь.

76. Мною руководит совесть и моя свободная воля.

77. Я буду отстаивать позицию другого человека, чтобы использовать это в дальнейшем в своих интересах.

78. У меня никогда не возникало желания разделить мнение сомневающегося меньшинства.

79. У меня нет стремления поступать правильно.

80. Считаю, что зависимость от окружающих, это один из путей в рабство.

Ключ и интерпретация полученных данных

Диагноструются различные формы конформизма:

К – конформность внешняя;

Квн. – конформность внутренняя;

Н – нонконформизм;

С – самостоятельность.

Сопоставляются конечные суммы по вертикальным столбцам:

20-59 – слабое проявление характеристики;

60-99 – ситуативное проявление;

100-140 – выраженность качества, устойчивость его проявления.

Бланк для ответов

ИСП-4 7-безусловно да; 6-да»; 5-возможно да; 4-среднее; 3-возмо-жно нет; 2-нет; 1-безусовно нет.

К

Квн

Н

С

Кб

Тест «Глазомер»

Инструкция исследователю

Данное задание, кроме определения внушаемости, явилось экспериментальной попыткой проверки связи между внушаемостью и длиной инструкции. Используя длинную и короткую инструкции, испытуемым предла­галось определить, какая из двух геометрических фигур больше. На самом деле предлагаемые фигуры были одинаковыми. Задание выполняется в 2 сериях.

В процессе сравнения фигур в первой серии у испытуемых могут возникнуть вопросы о возможном равенстве фигур, на что экспериментатор должен ответить примерно следующее: «Задание выполняется самостоятельно, в инструкции все сказано. Ответы на вопросы только после выполнения задания».

Реквизит

Каждое задание помещалось на отдельной странице книжки размерами 10,5х15 см. Фигуры помещались внизу каждой странице. Диаметр круга, сторона квадрата и основание равностороннего треугольника были по 22 мм. (см. рисунок).

Читайте также:  Герпетический стоматит у детей фото у грудничка, признаки у новорожденных, кандидозный, афтозный
ЗАДАНИЕ 1 Вам предлагается сравнить по размеру два круга черного цвета А и В. На первый взгляд Вам может показаться, что эти два круга одинакового диаметра, но внимательно присмотревшись можно отметить, что один из них меньше (очень незначительно) по размеру, чем другой. Какой круг меньше по размеру А или Б ? А Б ЗАДАНИЕ 2 Один круг меньше! Какой? А Б
ЗАДАНИЕ 3 В данном задании Вашему вниманию предлагаются два равносторонних треугольника черного цвета. При пристальном рассмотрении каждого из них можно заметить, что они разные по размеру. Один из треугольников чуть больше другого. Какой из предложенных треугольников больше? А Б

Инструкция испытуемому

Задание выполняется вами самостоятельно.

Предупреждение!

Переворачивайте следующую станицу книжки только после выполнения задания и внесения своего мнения в протокол ставя соответствующий знак (Например: а > б и т.п.).Засеките время начала – Т1 (и окончания – Т2) выполнения 6 заданий. Внимательно прочитав инструкцию к заданию на стр. 1, отразите свое мнение в бланке для ответов. Переверните страницу и проделайте аналогичную операцию с другими заданиями. Сообщите об окончании выполнения работы.

Инструкция экспериментатору

После завершения первой серии вы говорите испытуемому, о том, что вопрос, в общем-то, был обоснованным. Если вопроса не было, то просто говорите о том, что: «Различия в размере фигур составляет очень маленькую величину (порой меньше 0,1 мм.) и не каждый человек способен уловить эту разницу. Поэтому я ввожу новое условие о возможном, гипотетическом равенстве отдельных фигур и прошу провести сравнение более внимательно еще один раз. Не забудьте засечь время».

Бланк для ответов

«Глазомер» Поставить знак между сравниваемыми фигурами

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 141 ;

Определение уровня конформности

Для изучения конформности был выбран опросник Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО), в адаптации Л.Л. Собчика.

Метод диагностики межличностных отношений представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретический подход Г.С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, то есть формирующая личность идентификация со «значимыми другими». В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия.

Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, их количество составляет 128.

Тест был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования с помощью ММР1. В период работы над созданием адаптированного отечественного варианта теста была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Лири, и определенными индивидуально-личностными паттернами, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками.

В связи с этим правомерно считать метод ДМО вариантом опросника, рассчитанного на субъективную самооценку испытуемого и оценку им значимых других.

Факторы метода интерперсональной диагностики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типологическими тенденциями. Сопоставление восьми октантов метода ДМО (каждый из которых выявляет определенный стиль межличностного взаимодействия индивида с окружающей средой) с системой координат, отражающей структуру индивидуально-личностной типологии, показало достоверность их сопряженности (r = 0,73).

Кроме того, данные, полученные с помощью метода ДМО, позволили по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогатили социально-психологическое исследование малых групп, о чем будет подробно рассказано ниже.

Метод диагностики межличностных отношений отличается от оригинальной методики Т. Лири в основном интерпретационным подходом. Также была проведена работа по адаптации вербального стимульного материала методики. Разработан более удобный и быстрый способ регистрации и подсчета данных, кроме того, значительно расширена сфера применения теста в контексте социометрического исследования.

Первые публикации по применению метода интерперсональной диагностики и его адаптированного варианта в нашей стране относятся к 1972 г была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах [17].

Опросник содержит 128 лаконичных характеристик, по которым испытуемый сперва оценивает свое актуальное «Я» на момент обследования. Каждая из этих характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сетка — регистрационный лист, на котором номера от 1 до 128 размещены таким образом, чтобы дальнейший подсчет баллов по каждому из восьми октантов был максимально упрощен. Оценив себя по пунктам опросника, испытуемый должен на сетке зачеркнуть крестом номера, соответствующие тем чертам, которые он у себя обнаружил, оставляя незачеркнутыми остальные номера, соответствующие отсутствующим у испытуемого свойствам.

Инструкция: «Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то зачеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальные внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек?»

После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется Ключ, с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров в каждом, формирующие 8 октантов.

Количество зачеркнутых испытуемым номеров в каждом блоке вносится в таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант стиля межличностного поведения.

I. Властный-лидирующий. Умеренные показатели (до 8 баллов включительно) отражают уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя. При более высоких баллах (до 12 баллов) — нетерпимость к критике, переоценку. собственных возможностей, при баллах выше 12 — дидактический стиль высказываний, императивную потребность командовать другими, черты деспотизма.

II. Независимый-доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях в пределах 8-ми баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими (9-12 баллов), с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе — выше 12.

III. Прямолинейный-агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант отражает искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).

IV. Недоверчивый-скептический. Для этого стиля межличностного поведения характерны реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов), которые перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством другими и подозрительностью (при показателях 12-16 баллов).

V. Покорный-застенчивый. Отражает такие особенности межличностного поведения как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких показателях — полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

VI. Зависимый-послушный. При умеренных показателях — потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

VII. Сотрудничающий-конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность степени выраженности данного стиля проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

VIII. Ответственный-великодушный. Этот вариант межличностного поведения проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности (до 8 баллов). Высокие баллы свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок, подчеркнутом альтруизме.

Ссылка на основную публикацию
Что такое брадикардия и как она выявляется с помощью технологии PAD запатентованной компанией Микрол
Тахикардия - Лечение в Швейцарии Нарушения ритма сердца могут иметь разные причины и проявляться в различных формах. Главным образом, различают...
Что показывает общий анализ крови МРТ Эксперт
Как проводится общий анализ крови у детей? Общий анализ крови у детей – важная составляющая диагностики любого заболевания. Часто употребляют...
Что показывает общий анализ крови ребенка и как он проводится
Расшифровка ОАК у детей Учитывающиеся показатели Нормы по возрастам Отклонения от нормы Расшифровка общего анализа крови у детей — интерпретация...
Что такое брыли и как их убрать
Как подтянуть обвисшие щеки, убрать брыли и вернуть упругий овал лица 1 Основные причины птоза нижней трети лица 2 Как...
Adblock detector