Четыре мифа об аутизме, которые давно пора развеять - BBC News Русская служба

Четыре мифа об аутизме, которые давно пора развеять — BBC News Русская служба

Аутизм аутизму рознь: три формы расстройства по степени тяжести

Какие особенности поведения пациента позволят врачу поставить ему диагноз «аутизм» или «расстройство аутистического спектра»? С течением времени эти критерии менялись — как и разновидности диагнозов. Отследить эти перемены проще всего по Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM), основному руководству по диагностике психических заболеваний в США.

В предыдущем, четвертом издании, перечислялись четыре расстройства:

  • аутистическое расстройство,
  • синдром Аспергера,
  • первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS),
  • детское дезинтегративное расстройство.

В нынешнем издании, DSM-5, все четыре диагноза объединили в один: расстройство аутистического спектра (РАС). Почему так произошло? Исследователи поняли, что при всех четырех расстройствах наблюдаются схожие особенности поведения, но в разной степени тяжести. Из-за этого врачи стали рассматривать аутизм как спектр.

Основные критерии диагностики РАС — сложности в социальной коммуникации, ограниченные интересы и склонность к повторяющимся действиям. При этом врачи отдельно выделяют расстройство социальной коммуникации — оно во многом схоже с РАС, такие больные испытывают серьезные проблемы с общением и социальными навыками, но при этом остальные симптомы гораздо менее выражены.

Расстройства аутистического спектра по степени тяжести

Помимо объединения диагнозов, в пятое издание DSM добавили понятие степени тяжести аутистического расстройства: по шкале от 1 до 3 (где 1 — самые легкие проявления, 3 — самые тяжелые) оценивают каждый из симптомов. Это позволяет врачам выделять три формы РАС.

РАС 1: больному требуется помощь

Это наиболее легкая разновидность аутистического расстройства. Больные с таким диагнозом могут испытывать сложности в социальных ситуациях и определенные проблемы из-за ограниченности интересов и склонности к повторяющимся действиям, но для нормального функционирования в повседневной жизни им достаточно минимальной поддержки.

В большинстве случаев они вполне способны к речевому общению, часто могут поддерживать отношения с другими людьми. При этом у них могут быть трудности с ведением нормального диалога, им значительно сложнее находить друзей и сохранять отношения.

Многие больные с РАС 1 предпочитают придерживаться определенного распорядка дня, неожиданные события и перемены в привычном ритме жизни могут вызывать у них дискомфорт. Они многое предпочитают делать по-своему.

РАС 2: больному требуется значительная помощь

Такие больные нуждаются в большей помощи и поддержке, чем люди с РАС 1. У них сильнее выражены проблемы с социальными навыками, а трудности, которые они испытывают в социальных ситуациях, больше заметны окружающим.

Не все больные с РАС 2 способны к речевому общению. Некоторые могут поддерживать только очень короткие разговоры или говорить на строго ограниченные темы. Им может потребоваться значительная поддержка для участия в социальной жизни.

Их невербальное поведение также значительно отличается: нередко они вообще не смотрят на собеседника или ему в глаза. Многим из них не удается выражать эмоции тоном голоса или мимикой так, как это делает большинство людей.

Ограниченность интересов и склонность к повторяющемуся поведению представляет для таких больных значительную проблему. Нередко они чувствуют, что обязательно должны придерживаться строго определенного распорядка или соблюдать привычный ритм и при любых переменах или нарушениях устоявшегося уклада испытывают сильнейший дискомфорт.

РАС 3: больному требуется весьма существенная помощь

Больные с РАС 3 испытывают значительные трудности с социальным взаимодействием, а ограниченность интересов и склонность к повторяющемуся поведению выражены настолько сильно, что мешают им самостоятельно справляться с повседневными делами.

Многие люди с РАС 3 не способны разговаривать. Любые неожиданные или непривычные события вызывают у них большие трудности. Они могут быть слишком чувствительными или, напротив, недостаточно чувствительными к определенным раздражителям. Зачастую их полностью поглощают какие-либо повторяющиеся ритуалы: такие люди раскачиваются, повторяют одни и те же слова, вращают предметы.

Таким больным требуется очень значительная помощь и поддержка для освоения навыков, необходимых в повседневной жизни.

«Нетипичный»: комедия Netflix о мальчике с РАС

Сэму Гарднеру 18, он знает все о пингвинах, не понимает шуток и прячется от стресса в кладовке. У Сэма расстройство аутистического спектра. А еще он считает, что пора завести девушку и стать самостоятельным, чем приводит в ужас свою семью. Накануне Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма разбираемся, почему история нетипичного подростка с типичными проблемами заслуживает внимания.

Читайте также:  Белый налет на миндалинах без температуры

Изобрести велосипед: почему советы не работают?

Попадая в трудную ситуацию, переживая кризис в отношениях или теряясь перед выбором, мы часто ищем совета: спрашиваем друзей, коллег или интернет. Нами движет усвоенный с детства принцип: зачем придумывать то, что уже придумано до нас. Однако в решении личных вопросов этот принцип часто не срабатывает, а советы вызывают раздражение вместо облегчения. Почему так происходит и как найти решение?

Отличие СДВГ от аутизма

Синдром дефицита внимания и аутизм (РАС — расстройства аутистического спектра) – «модные» диагнозы, которые любят раздавать детям, чье поведение кажется окружающим взрослым странным. При том, что обыватели не способны установить, есть ли подобные проблемы у ребенка в принципе, и о каком нарушении конкретно идет речь.

И СДВГ, и аутизм, характеризуются набором схожих симптомов, однако и различия между ними выражены. Даже одинаковое внешнее проявление, часто обусловлено различными причинами.

Чем отличается аутизм от СДВГ?

Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.

Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.

Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.

Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.

Наиболее явные отличия аутизма от СДВГ или особенности:

  • Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
  • Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
  • Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.

  • Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
  • Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
  • Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
  • Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
  • Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.
Читайте также:  Перегрев у грудничка симптомы, первая помощь, чем опасен и что делать

Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.

Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.

Чем похожи РАС и СДВГ?

Несмотря на такое количество коренных различий, эти два диагноза часто путают, особенно у маленьких детей, так как сходных черт у обеих патологий также предостаточно. Однако схожесть их только внешняя: причины поведенческих реакций различаются психологически и физиологически.

Важно распознать, что конкретно движет ребенком при совершении той или иной деятельности, чтобы подобрать правильную терапию и не упустить время для коррекции синдрома и социальной адаптации маленького члена общества.

Спутать СДВГ с аутичными чертами и истинный аутизм у ребенка, довольно просто из-за схожих симптомов:

  • Неуклюжесть движений.
  • Проблемы со сном, беспокойство, приступы бессонницы, совсем маленькие способны плакать от того, что хотят спать, но уснуть не могут.
  • Сложность при установлении социальных контактов, как со сверстниками, так и со взрослыми. Но если аутисту просто неинтересно, то гиперактивные дети будут пытаться. Просто их часто не принимают в компанию из-за неумения вести диалог, вслушиваться в слова собеседника.
  • Неумение понимать эмоции, чувства, плохая способность ориентироваться в человеческой мимике.
  • Дословное понимание метафор, любых идиоматических фраз. Детям сложно осмыслить понятие многозначности слова.
  • Повторение каких-либо действий на протяжении долгого времени, зацикливание на словах и фразах.
  • Неприятие смены режима или перемен в окружающей обстановке.

Помогите разобраться! Аутизм, РАС, АЧ или ЗПРР


Сыну 3,5. Тревогу забили в 3 года, забила бы и раньше, но невролог в поликлинике говорил, что все порядке. Обсуждаем медицинские вопросы по диагностике аутизма у детей. Как определить аутизм, отличительные признаки аутизма, аутичные черта поведения. Диагностика аутизма, аутичные черты поведения Форум родителей детей с аутизмом

Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Диагностика аутизма, аутичные черты поведения » Помогите разобраться! Аутизм, РАС, АЧ или ЗПРР

Помогите разобраться! Аутизм, РАС, АЧ или ЗПРР

Сыну 3,5. Тревогу забили в 3 года, забила бы и раньше, но невролог в поликлинике говорил, что все порядке.

Всего сообщений: 12
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
29 нояб. 2018

Сыну 3,5. Тревогу забили в 3 года, забила бы и раньше, но невролог в поликлинике говорил, что все порядке.
И так, что имели в 3 года, речи практически не было, слов пять максимум, обращенную речь понимал, но не всегда выполнял просьбы, выполнит одну, вторую, а потом психует и садится на попу, больше не допросишься, на имя откликается, но если занят чем-то, то приходилось звать несколько раз, на горшок ходил, без промахов, зрительный контакт был, но в основном, когда он радовался или хотел, чтоб его пожалел. в игрушки играл осмысленно. Иногда мог сесть, выгребсти из шкафа вещи и перекладывать их сначала в одну сторону, потом в другую. Чужих не боялся, любил обниматься, целоваться. Как-то повели его в очередной раз в парк динозавров, (не в первый раз, в два, 2,5 водили его, все было ок) и он сильно напугался, стал затыкать уши, потом это вошло в привычку, около недели, после динозавров, боялся новых мест, прям залезла на меня, весь сжимался, уши закрывал и приходилось уходить. Потом страх прошёл, а вот уши стал закрывать, даже если что-то не нравилось по телевизору или я ему начинала петь, а он не хотел, чтоб я это делала. С года летали отдыхать, в год и в два все было отлично, ходил на дискотеки, танцевал, с детьми шёл на контакт, обниматься и целоваться лез к девченкам, а в три года полетели в отпуск (примерно через месяц после похожа к этим проклятым динозаврам) и он боялся дискотек, как огня. Услышит музыку и говорит «домой», «спать», к детям не подходил. Тогда мы и побежали по платным врачам. В итоге диагноз ЗПРР с элементами аутистического поведения, но главный детский психиатр нашего города(спец по аутистам) сказала, что заговорит и АЧ будут скорее особенностью характера.

Читайте также:  Площади поверхности к объему - Surface-area-to-volume ratio

Теперь, что имеем на сегодня, спустя пять месяцев занятий с логопедом, дефектологом, психологом и приёма ноотропов: речь развивается и очень неплохо, начиная почти с нуля мы пришли к фразовой речи, звуки страдают, но мы над этим работаем, всегда может сказать что он хочет, объяснить чего не хочет, знает как зовут его, родителей, сестру, бабушек, дедушек, фамилию, свой возраст, как зовут кошку), знает всех животных, как говорят, что кушают. Предложений в речи достаточно, чтоб вести несложный диалог. знает все цвета, считает до 15, поёт наизусть песни, рассказывает сказки, типа Колобка, Репки и тд. Собирает сортеры, пазлы из 20 деталей, мозаики. Играть стал более разнообразно, много ролевых игр, например: бульдозер с экскаватором знакомятся, потом кто-то из них застрял и второй ему помогает выбраться или трактор везёт животных по очереди, они ему говорят спасибо, очень любит устраивать игры по мотивам сказок, лепит колобка, например, и мы начинаем играть, зовёт сестру играть в догонялки или игрушки. Ещё замечаю, когда он смотрит какой-то мультик или поиграй ку, где парень играет в игрушки и показывает, как нужно в них играть, то он сразу просит достать ему такую же игрушку, как на экране и начинает имитировать игру, тоже устраивает гонки или начинает копать экскаватором, как в мультике или расставит так же машинки и начинает говорить : «Привет, ребята. Сегодня мы будем играть в игрушки» то есть имитирует игру с экрана. Указательный жест есть, в глаза стал смотреть больше, но со зрением у нас отдельная тема�� нашли целый букет по офтольмологии и, как оказалось у него с рождения была амблиапия, астигматизм, гиперметропия и ещё что-то, то есть нам объяснили, что задержка его тянется от зрения, так как мозг не мог фокусировать картинку с двух глаз, выяснили это только пару месяцев назад, к сожалению, теперь очки носим.

Из того, что напрягает: стал эхолалить, редко, но есть, в основном, когда не понимает вопроса, или, например идём купаться и он вставляет фразу из мультика » Жила была Царевна, которая не любила купаться. «. Когда очень радуется, начинает теребить себя за писю, говорю, что нельзя, прекращает. Истерики случаются, в основном в магазине, потому что не купили очередной экскаватор или не хочет идти домой с прогулки, на занятия тоже бывает ходит неохотно. Любит гладить руками по оголенным участкам тела меня или мужа, сестру(ноги, руки, может футболку поднять и по спине гладить). На цыпочках ходит, но крайне редко, ощущение, что хочет заглянуть на шкаф или стол, а роста не хватает и он встаёт на носочки, может так и есть, а может и нет. Как с детьми точно не могу сказать, в садик ещё не начали ходить, а во дворе у нас детей почти нет, но если идём куда-то, то может поиграть, но сам инициативу не проявит, будто стесняется. И ещё не любит праздники, дни рождения, например, когда нужно водить хоровод, задувать свечи и тд., затыкает уши и уходит. Вот как- то так обстоят дела у нас. Что скажите? Очень интересно ваше мнение! Что же у нас все таки по-вашему? Спасибо ответившим!

Всего сообщений: 12
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
29 нояб. 2018

Ссылка на основную публикацию
Чернослив польза и вред для организма мужчин, женщин, детей
Слива: польза и вред для организма человека Ароматная терпкая слива с детства известна, наверное, каждому жителю нашей планеты. Нежный вкус...
Чем промывать глаза при конъюнктивите
Мирамистин при конъюнктивите у детей Мирамистин — это эффективный антибактериальный раствор, который используется в разных областях медицины. Нашлось ему применение...
Чем промывать нос при насморке — чем можно промыть, полоскать, промывание в домашних условиях, как с
Комплекс для промывания носа Dolphin Долфин - отзыв Должен быть в каждом доме. +Рецепт дешевого раствора для промывания Этой зимой...
Чёрные точки как избавиться от черных точек в домашних условиях
Стесняюсь спросить: 8 вопросов дерматологу о том, как победить проблему черных точек на лице груминг Что такое черные точки? Черные...
Adblock detector